Конкурсы
Конкурс «СПУТНИК»
Второй всероссийский конкурс с международным участием «Спутник», организованный Самарским университетом, готов принять детей со всего мира. Он стартует в четверг, 14 сентября, и продлится до конца учебного года. Финалисты первого конкурса выбрали для получения высшего образования национальный исследовательский университет.
Конкурс юных инженеров-исследователей “Спутник” организован для школьников с 5-го по 11-й класс, интересующихся исследованиями в области космоса, стремящихся получить новые уникальные знания и практический опыт.
Для участия в «Спутнике» нужно зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия www.sputnik.ssau.ru и выполнить тестовое задание. Доступ к отборочному тесту первого этапа будет открыт с 14 сентября по 10 ноября 2017 года. Система отбора на конкурс прежняя: первый этап – тестирование на общие знания, второй – разработка и презентация проекта на одну из тем, предложенных вузом. Финалисты конкурса приедут в Самарский университет, где прослушают адаптированные под их возраст лекции, узнают о деятельности и возможностях вуза, познакомятся с ведущими предприятиями в аэрокосмической отрасли региона. Заключительный этап – профильная космическая смена – пройдет в Крыму на базе МДЦ «Артек».
В первом конкурсе «Спутник» в 2016-2017 учебном году приняли участие школьники со всей страны (исключением стала лишь Чукотка). По его итогам на обучение в «Артек» отправились 47 финалистов из 18 регионов России. Второй конкурс будет гораздо масштабнее предыдущего. Во-первых, расширяется его география и из всероссийского он превращается в международный. Во-вторых, увеличивается количество финалистов “Спутника” — их будет не 47, а 200. В-третьих, теперь победители будут стажироваться не на одной, а на базе трёх лабораторий в “Артеке”: ракетостроение, робототехника, электроника.
«Мы со всей страны собрали самых талантливых детей, увлеченных наукой, подарили им возможность побывать в «Артеке», а также обучение в современных лабораториях основам научно-исследовательской, конструкторской деятельности по образовательной программе Самарского университета — и это главный результат первого конкурса, — отметил начальник управления по формированию контингента Сергей Горяинов. — По итогам практических занятий в “Артеке” появилась модель спутника, которая, возможно, будет доработана в вузе и запущена в космос».
Добавим, что конкурс юных инженеров-исследователей стал для многих участников мотивирующим фактором для поступления в Самарский университет. Из 11-ти учащихся одиннадцатых классов, вышедших в финал конкурса, восемь этим летом приехали поступать в национальный исследовательский университет и стали первокурсниками. Причем, среди них не только ребята из Самарского региона, но и из Мурманской области и Хабаровского края. Преимущественно финалисты “Спутника” выбрали специальности, связанные с информационными технологиями, ракетно-космической техникой, есть и те, кто выбрал электронику и наноэлектронику, биотехнические системы и технологии.
Отметим, что финалисты первого конкурса «Спутник» смогут принять участие в новом конкурсе и в последующих, никаких ограничений для них нет. Благодаря диплому конкурса они получили при поступлении в Самарский университет 10 дополнительных баллов, но документ действует только в течение двух лет.
Конкурс юных инженеров-исследователей высоко оценили и партнеры Самарского университета. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева вручила награду вузу от международного детского центра «Артек» как лучшему партнеру за деятельность научных лабораторий и реализацию проекта «Спутник».
В вузе уверены, что успех “Спутника” закономерен – возможность заниматься наукой на базе вуза, а затем и в лучшем детском лагере страны позволяет талантливым детям осуществить детские мечты и стремиться к большему. Благодаря конкурсу школьникам выпал редкий шанс — увидеть свой труд изданным. Сборник работ финалистов в подарочном издании получили все победители конкурса «Спутник».
Как отметил Сергей Горяинов, взаимодействие с ребятами не заканчивается после конкурса, они будут приглашаться на работы по продолжению своих проектов, а также на летние школы, которые организует Самарский университет.
«Изначально мне казалось, что невозможно выиграть такой конкурс, но я принял участие в “Спутнике” и в итоге победил, — рассказал финалист Николай Гуреев. Ему нелегко было решиться приехать в Самарский университет, так как он живет за 3 000 км отсюда — в Мурманской области. “Но я поехал в Самару, поскольку хотел познакомиться с вузом, в котором намеревался учиться, — добавил он. — Вернувшись домой, я сел за парту и понял, что эта поездка дала мне огромный стимул, я должен выложиться по полной, чтобы поступить в Самарский университет”. Знакомство с вузом, радушие организаторов конкурса, готовность помочь произвели на старшеклассника неизгладимое впечатление. Но, пожалуй, наибольшие эмоции у Николая вызвал финал конкурса в Крыму: «Артек» – страна детства, это совсем другой мир, там правят дети. Сначала я стал президентом отряда, а потом и президентом всего лагеря. Есть такая фраза: “рискнув однажды, можно остаться счастливым навсегда”. Я рискнул и остался счастливым, потому что учиться в Самарском университете, – это лучшее, что могло со мной случиться».
Еще один финалист конкурса, а ныне первокурсник Самарского университета Виктор Лунин, закончивший школу в Хабаровске, заинтересовался вузом после занятий в лабораториях Самарского университета в “Артеке”. Позднее, выбирая на сайте вуза специальность, он увидел объявление о конкурсе «Спутник». И не только принял в нем участие, но и стал одним из победителей.
Ученик 9 класса №63 самарской школы Даниил Куприянов увлекается ракетно-космической техникой и свою конкурсную проектную работу посвятил колонизации Марса. Он считает, что в “Спутнике” стоит принимать участие не только тем ребятам, которых интересует технические отрасли: «Неважно, гуманитарий ты или технарь. Такие конкурсы, «Артек» мотивируют всех. Марк Цукерберг, выступая перед выпускниками Гарварда говорил, что задача нашего поколения создать такой мир, где у каждого есть своя цель. Я для себя цель поставил – отправить человека на Марс. И чтобы ее достичь, я буду поступать в Самарский университет на специалитет «Ракетные комплексы и космонавтика».
Финалисты конкурса сходятся во мнении, что бороться за свои проекты на площадке «Спутника» нужно обязательно. Это гарантированно яркие впечатления, новые интересные знакомства, возможность побывать в лабораториях Самарского университета и узнать о нем изнутри, а также способ убедиться в том, что ты умнее, компетентнее и сильнее, чем думаешь о себе.
Конкурс «Сименс»
Перечень используемых терминов и определений
Форма заявки на участие в конкурсе — форма регистрации, которая является обязательной для заполнения всеми участниками конкурса (представлена на официальном сайте конкурса). Проект — исследовательская работа, которая подготавливается участниками конкурса совместно с научными руководителями и предоставляется в оргкомитет конкурса. Оргкомитет конкурса — организационный комитет, осуществляющий общую координацию, прием конкурсных заявок и проектов, а также первичный технический отбор поданных заявок и проектов. Участники конкурса — учащиеся 9-х,10-х,11-х классов средних общеобразовательных учебных заведений, а также 1-2-х курсов учреждений среднего специального образования, подавшие заявку на участие в конкурсе. Номинанты конкурса — участники, выбранные экспертными советами для дальнейшей презентации работе финале конкурса. Победители конкурса — участники, занявшие в конкурсе первое место. Призеры конкурса — участники, занявшие в конкурсе второе или третье место. Научный руководитель проекта — лицо, консультирующее участников проектной группы или индивидуального автора при подготовке проекта и осуществляющее руководство их научной деятельностью.
Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников проводится в рамках реализации социальных программ компании «Сйменс» и направлен на вовлечение молодежи в деятельность по повышению качества жизни и решение широкого спектра проблем современного мира. За 11 лет проведения конкурса в нем приняли участие более 8500 школьников. В 2016-2017 учебном году конкурс прошел при поддержке органов государственной власти и учебных заведений по всей стране.
Срок подачи заявок и проектов
Срок подачи заявок и проектовС1 сентября 2017 года до 21 января 2018 года(включительно).Заявки и проекты могут подаваться учащимися общеобразовательных учреждений индивидуально, а также проектными группами численностью не более 3 человек.Конкурс проводится в 2 этапа:■ Региональный этап (полуфинал) является отборочным этапом Всероссийского конкурса научноинновационных проектов. Конкурс проходит в 8 федеральных округах РЪссии. Региональные экспертные советы в ходе заочного обсуждения принимают решение о том, чей проект является лучшим в регионе. По итогам заседаний советов определяются финалисты конкурса.■ Федеральный этап (финал) является итоговым и проводится в Москве. В федеральном этапе конкурса участвуют победители регионального этапа. Решение о победителях федерального этапа принимает федеральный экспертный совет.Цель конкурса — поддержка талантливой молодежи, авторов научно-инновационных идей, направленных на решение широкого спектра проблем современного мира.
Тематика работ
Тема конкурса «Сименс» в 2017-2018 учебном году объявляется открытой. К рассмотрению принимаются исследования, содержащие разработки по любой теме в области науки и инновационных технологий, относящейся к следующим направлениям: энергетика и электрификация, индустрия, промышленная автоматизация и дигитализация, городская и транспортная инфраструктура, здравоохранение. Решения, предложенные в работах, должны быть эффективными с технической, экономической и экологической точек зрения. Представленные в проектах идеи должны способствовать качественному изменению жизни отдельного населенного пункта, региона, страны или всего мира. Примеры тем по каждому направлению (приводятся для ориентировки, но не являются исчерпывающим перечнем примерных тем):
Энергетика и электрификация
- Умная и «зеленая» энергетика для повышения качества жизни
- Инновационные топливные технологии (водородная энергетика, биотопливо, топливо из отходов производства)
- Технологии передачи и распределения энергии и их практическое применение
- Повышение эффективности возобновляемых источников энергии
- Способы повышения энергоэффективности зданий и сооружений
- Безотходное использование энергоресурсов
- Экологические аспекты использования энергоресурсов
- Энергосберегающие технологии и возможности их применения
- Интеллектуальные сети
- Энергетическая безопасность
- Решения по автоматизации энергетики Цифровые технологии в энергетике
Индустрия, автоматизация и дигитализация
- Ресурсосберегающие технологии на производстве
- Применение микроэлектроники в промышленности
- Инновационные способы очистки воды, воздуха, почвы
- Переработка и безопасная утилизация производственных отходов
- Модернизация систем управления производством
- Автоматизация на производстве
- Использование информационных технологий для обеспечения безопасности
- Новые методы борьбы с природными катаклизмами (пожарами, наводнениями, землетрясениями и пр.)
- Повышение эффективности производства в области энергетики, транспорта, машиностроения, автомобилестроения, металлургии и в других отраслях
- Развитие биосферного хозяйства
- Новые технологии в сельском хозяйстве
- Применение цифровых технологий на производстве
- Управление процессами и / или производством в дистанционном режиме при помощи мобильных приложений
Городская инфраструктура
- Эффективное использование территории городов (с учетом их географического положения, экологии и т.п.)
- Улучшение экологической ситуации в крупных городах
- Улучшение экологической ситуации в крупных городах
- Проектирование городских экологических зон и объектов
- Инновационные технологии в строительстве
- «Умный дом»: интеллектуальные системы в строительстве
- Повышение безопасности в общественных зданиях и сооружениях
- Решение проблемы загруженности дорог и автомагистралей
- Повышение безопасности транспорта
- Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта
- Системы автоматического управления на транспорте
- Интеллектуальные транспортные технологии
- Адаптация современных городов к потребностям инвалидов и людей с ограниченными возможностями
- Цифровые технологии для повышения качества жизни городских жителейЗдравоохранение
Здравоохранение
- Повышение доступности диагностики заболеваний
- Новейшие 1Т-решения для здравоохранения
- Биоинформатика как наука будущего
- Новые методы и медицинские технологии для борьбы с опасными болезнями
- Индивидуальный подход к диагностике, лечению и профилактике заболеваний
- Новейшие технологии при производстве медицинского оборудования
- Биопромышленные технологии производства лекарств
- Решения для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья
XXXVII конкурс «КОСМОС»
Цель конкурса – популяризация космической деятельности, естественных наук и наук о Земле.
В конкурсе принимают участие ученики образовательных учреждений основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей России от 12 до 18 лет.
В 2017 году РОСКОСМОС проводит конкурс по следующим секциям:
Практическое ракетомоделирование (летающие модели ракет); Методические основы, технологии и программное обеспечение ракетно-космического моделирования; Проекты ракетно-космической техники будущего; Ракетно-космическая техника прошлого и настоящего (модели и макеты); Бортовые системы ракетно-космической техники и космические технологии; Информатика и программирование; Робототехника и электроника; Космические и наземные эксперименты: новые результаты и идеи; Исследования и разработки по истории космонавтики; Космическая биология, психология и медицина; Астрономия, астрофизика и астероидная опасность; Экология и космонавтика; Методическое обеспечение космического образования (секция руководителей).
Заявки на участие и сопроводительные материалы направляются на электронной адрес konkurs-cosmos@roscosmos-academy.ru с пометкой «заявка».
Конкурс проводится в два этапа:
- I этап – федеральный (заочный): 21 августа – 31 октября 2017 года (включительно). Производятся рецензирование и отбор конкурсных работ.
- II этап – федеральный (очный финал): 03 – 06 декабря 2017 года (включительно; защита работ проводится на научно-технической конференции по тематическим секциям) в городе Королёв Московской области. Место проведения финала: Московская область, г. Королёв, Октябрьский бульвар, д.12.
С подробными условиями участия можно ознакомиться в регламенте конкурса: https://www.roscosmos.ru/media/files/docs/2017/reglament.konkursa.kosmos.xxxvii.pdf
Информация о конкурсе на сайте ГК «РОСКОСМОС»: https://www.roscosmos.ru/23927/XIV олимпиада по авиации для школьников 10-11 классов
Компания «Сухой» совместно с факультетами № 1 «Авиационная техника», № 2 «Двигатели ЛА», № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика», № 4 «Радиоэлектроника летательных аппаратов», № 6 «Аэрокосмический» и № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» Московского авиационного института приглашают школьников 10-11 классов и учащихся средних профессиональных образовательных заведений принять участие в 14-й олимпиаде по авиации.
Олимпиада проводится в МАИ в очной форме в два тура:
Первый тур — письменный, состоится 10 декабря 2017 года. Билет включает в себя задания по математике, физике, русскому языку, вопросы на техническое творчество, специализированные вопросы по тематике факультета. Задания 1-го тура рассчитаны на 4 часа. Второй тур — устный, защита проекта по авиационной тематике, будет проводиться в конце января — начале февраля 2018 года. Ко второму туру допускаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.
Информация об итогах 1-го тура и дате проведения 2-го тура будет размещена на сайте в начале января 2018 года.
Победители Олимпиады награждаются дипломами и памятными призами, а также денежными премиями.
Из победителей Олимпиады формируются группы целевого обучения для подготовки по индивидуальной программе в МАИ и в Филиале ПАО «Компании Сухой» «ОКБ Сухого». Занятия в ОКБ проводятся в свободное от учебы время лучшими специалистами предприятия и позволяют слушателям познакомиться с передовым опытом создания новейших образцов авиационной техники, современными технологиями проектирования, производства и эксплуатации ЛА. Студенты групп целевой подготовки, начиная с первого курса, работают по гибкому графику в ОКБ и с оплатой за фактически отработанное время, что позволяет уделять достаточно времени учебе; заключают контракт с предприятием, который предусматривает отработку в ОКБ после окончания ВУЗа в течение 3-х лет и дает право на:
именную стипендию П.О. Сухого (в размере 2300–5000 руб./мес. в зависимости от успеваемости); гарантированное прохождение всех видов практик на предприятии с предоставлением материалов для написания дипломной работы, а также консультации опытных специалистов по теме дипломной работы; защиту дипломных проектов в ОКБ Сухого; гарантированное трудоустройство в ОКБ Сухого после окончания ВУЗа; на индивидуальный оклад + индивидуальную надбавку при трудоустройстве после окончания ВУЗа.
Телефон для справок: +7 (495) 941 76 27
E-mail: brvuz@rambler.ru
Внимание! Олимпиада проводится одновременно на всех вышеуказанных факультетах, т.е. принять участие можно только на одном из факультетов. Победители олимпиады, уже имеющие грант на целевое обучение в МАИ от ОКБ Сухого, к участию в олимпиаде не допускаются (участие в олимпиаде повторно возможно, но на другом факультете).
Для участия в олимпиаде необходимо зарегистрироваться, заполнив анкету. Регистрация возможна до 3 декабря 2017 года (включительно).
Информация на сайте МАИ: https://mai.ru/press/news/detail.php?ID=84485
«Олимпиада Национальной технологической инициативы»
РВК объявляет о регистрации на командную инженерную олимпиаду школьников «Олимпиада Национальной технологической инициативы» (Олимпиада НТИ) 2017/18 учебного года. Победители Олимпиады смогут получить максимальный балл по профильным предметам при сдаче Единого государственного экзамена.
Олимпиада НТИ — это уникальный формат инженерных состязаний для школьников 7-11 классов, направленный на развитие талантливых детей, способных решать сложные междисциплинарные задачи.
Олимпиада призвана повысить мотивацию к учебе и развить инженерное мышление, создав среду для решения практических задач в рамках направлений НТИ. Соревнования проводятся в максимально приближенных к реальности условиях: команды в максимально сжатые сроки ведут разработки, используя современные технологии от 3D-моделирования до машинного обучения, и должны продемонстрировать в итоге рабочую программу или продукт.
Олимпиада НТИ проводится в три этапа. На первом заочном отборочном этапе школьники дистанционно решают задания по общеобразовательной программе. На втором этапе участники объединяются в команды и начинают решать инженерно-конструкторские задачи. Очный финал пройдет в формате командных инженерных соревнований.
В рамках подготовки к Олимпиаде с октября по февраль будут проводиться онлайн-курсы и хакатоны. Онлайн-курсы позволят участникам выйти за рамки общеобразовательной программы и получить новые знания о мире современной инженерии. На хакатонах участники прослушают лекции ведущих отраслевых экспертов и примут участие в командных инженерных мини-соревнованиях. К заданиям финала ребята будут готовиться на оборудовании сети детских технопарков «Кванториум» и центров молодежного инновационного творчества.
Профили Олимпиады соответствуют отраслевым приоритетам НТИ — программы глобального технологического лидерства России к 2035 году. В рамках Олимпиады НТИ 2017/2018 учебного года пройдут соревнования по 17 образовательным профилям, связанным с беспилотным транспортом, большими данными и машинным обучением, интеллектуальной энергетикой, робототехникой, новыми производственными технологиями, космическими системами, нейро- и нанотехнологиями, виртуальной и дополненной реальностями и другими передовыми научными областями.
Прием заявок на Олимпиаду НТИ продлится до 22 октября 2017 года. Финал Олимпиады 2017/2018 состоится в образовательном центре «Сириус» 24-28 февраля 2018 года в Сочи.
Олимпиада НТИ организована Российской венчурной компанией совместно с Агентством стратегических инициатив. Учредители Олимпиады — Московский политехнический университет (ранее МАМИ), Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет. Партнерами олимпиады НТИ являются более 10 крупнейших вузов России. С полным списком можно ознакомиться на сайте проекта.
Подробная информация об Олимпиаде НТИ: http://nti-contest.ru/
Стипендия на обучение в Канаде
Объявлен прием заявок на международную стипендиальную программу имени Лестера Б. Пирсона. Дедлайн 30 ноября 2017 года.
Организатор: Университет Торонто (Канада).
К участию приглашаются все учащиеся последнего года обучения в средней школе и выпускники 2017 года вне зависимости от гражданства и национальности.
Международная стипендиальная программа имени Лестера Б. Пирсона в Университете Торонто предназначена для поддержки иностранных студентов, которые демонстрируют исключительные академические успехи и творчество и которые признаны лидерами в своей школе. Особое внимание уделяется воздействию, которое потенциальный студент оказал на жизнь своей школы и сообщества, и их будущему потенциалу для позитивного вклада в мировое сообщество.
Университет Торонто предлагает стипендию на обучение в бакалавриате для студентов, которые продемонстрируют оригинальность и творчество мышления, приверженность школе и сообществу, высокую успеваемость в академических и творческих занятиях, энтузиазм, сильные лидерские качества.
Чтобы подать заявку необходимо: получить выдвижение в своей школе, подать заявку на обучение в Университете Торонто на 2018 учебный год, заполнить онлайн-заявку на стипендию.
Будут отобраны 37 участников со всего мира, которые получат стипендию. Стипендия покрывает:- обучение, книги, непредвиденные расходы и проживание в течение четырех лет
Грант на обучение в лагере GoTo Camp
С 28 октября по 5 ноября в Санкт-Петербурге пройдёт проектная школа программирования для студентов и старшеклассников, интересующихся биоинформатикой, робототехникой, прикладными разработками, криптовалютами, анализом данных, инфобезопасностью, и т.д.
Организаторы предлагают принять участие в конкурсе и выиграть грант на участие в школе. Для этого нужно реализовать один из предложенных проектов по направлениям: анализ данных, функциональное программирование и блокчейн. Чтобы получить задание или инструкции по оформлению идей проектов нужно подать заявку на участие в школе на официальном сайте, после этого вы получите письмо с заданиями и инструкциями по оформлению идей проектов.
Призы:- Грант на участие в Осенней школе с 28 октября по 5 ноября в Санкт-Петербурге